Главная / Статьи / Модельный бизнес / Правовые основы модельного бизнеса.

Правовые основы модельного бизнеса.

18.07.2012 09:09 Модельный бизнес
   Модельный бизнес представляет собой одну из важных составляющих рекламного бизнеса. Все те, кто стремится работать и выстраивать карьеру как рекламный фотограф, или, к примеру, фотомодель, должны хорошо разбираться в тех законах, которые регулируют данный вид деятельности. Существуют определённые законы, которые регламентируют взаимоотношения между заказчиком, фотографом, а также моделью. Это в первую очередь законы об авторском праве, а также законы, которые защищают изображения гражданина.правовые основы модельного бизнеса


    Если вы являетесь фотографом и собираетесь продавать готовые снимки в специально предназначенные для этого фотобанки (или фотостоки), а также в журналы и другие издания и СМИ, то в этом случае вы должны иметь при себе подписанный моделью релиз. В противном случае вы не сможете законно продать свои фотографии. Без данного документа вы не имеете права публиковать свои снимки даже в сети Интернет.

    Если вы являетесь фотомоделью, то в этом случае если вы снимаетесь для каталога одежды, то у вас нет права на то, чтобы впоследствии свободно использовать полученные фотографии со своим изображением, в том числе и в сети Интернет. Полученные при съёмках фотографии вам не принадлежат, и это нужно иметь в виду.

    Собственность на фотоснимки определяет лицензионный договор. Данная лицензия может быть при этом как эксклюзивной, так и неэксклюзивной. В ней всегда должно быть явно указано, где могут, а где не могут быть опубликованы полученные фотоснимки, а также каким тиражом они могут быть выпущены. Стоимость фотографий, которые передаются по лицензии, может меняться в зависимости от условий их использования в дальнейшем. Лицензия при этом может быть в том числе и срочной, т. е. действовать только в течение определённого времени (например, одного года).

    Если вы заказываете фотосъемку и уже оплатили работу фотомодели, либо купили где-то готовые фотоснимки, то в этом случае вы можете использовать полученные материалы не везде, где захотите. Если же вы используете снимки не только там, где можете в соответствии с договором, то в этом случае модель может подать в вашем отношении иск в суд и заставить аннулировать тираж.

    Все типы рекламных фотосъёмок можно подразделить на 2 основных вида – коммерческие и творческие. При этом творческая съёмка представляет собой такой вид съёмки, на которую собрались люди, желающие сделать интересные снимки. В дальнейшем полученные фото не используется в рекламе, и они не являются объектом купли-продажи. Все участники съёмок имеют при этом на полученные материалы равные права. Но продать такие фото без согласия участников съёмок нельзя. В этом случае фотографу принадлежат права на сами снимки, а стилисту - права на образ, который он создавал. Фото самой модели также нельзя использовать без её личного письменного согласия. Подобные снимки можно применять только для своего личного портфолио.

    Теперь о коммерческой фотосъемке. Этот вид фотосъемки инициируется заказчиком. При этом он сам оплачивает работу модели, фотографа, стилиста и т. д. Результаты полученной в итоге съёмки принадлежат заказчику. При этом все те, кто участвовал в съёмке, получают за неё деньги и имеют неимущественные права – это в первую очередь право на имя. А имущественные права полностью принадлежат заказчику. 

    В бизнесе нет совершенно ничего бесплатного. Готовые фото относятся к категории товара. Они принадлежат тому или иному лицу на праве собственности. Также есть имущественные и неимущественные права, связанные с полученным материалом.

    Отношения между участниками съёмки регулирует Гражданский Кодекс России. Именно в нём зафиксированы положения как о самом авторском праве, так и о смежных правах. Ранее Закон об авторских правах существовал отдельно, в виде закона, но теперь он является составной частью Гражданского кодекса (ч. 4). Заказчику съёмки в случае, если он оплатил работу, с тех пор полностью принадлежат имущественные права на полученный результат работы. 

    Взаимоотношения между моделью и заказчиком регулирует ст. 152.Это статья «Охрана изображения гражданина». В ней говорится о том, что обнародовать изображения гражданина невозможно без его письменного на это согласия. Исключением может быть ситуация, когда тот или иной гражданин позировал за гонорар. Именно поэтому для использования фото с людьми всегда нужны договора. Они называются модельным релизом.

    Для того, чтобы не возникло никаких конфликтных ситуаций, нужно заранее подписывать все письменные соглашения, в которых чётко и однозначно обозначаются все те условия, на которых проводится данная работы. В них должен быть указан размер оплаты, место, где в итоге могут экспонироваться полученные фотографии и срок, на который права передаются. Учтите, что фотосъемка – это в первую очередь бизнес, в котором есть и права, и правообладатели. Поэтому в договорах обязательно должно быть указано то, какие права и обязанности имеют стороны.


Рекомендуем также прочитать:
Самостоятельно укладываем волосы.
Основные свето фильтры для фото камеры

Ваша фотовидеозаявка.
 
Комментарии отсутствуют